О развитии института коллективных исков в рамках реализации Дорожной карты по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в РФ

27 января 2014

Позиция РСПП
«О развитии института коллективных исков в рамках реализации
 Дорожной карты по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в РФ»

Позиция РСПП
«О развитии института коллективных исков в рамках реализации
 Дорожной карты по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в РФ»

Дорожной картой "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2579-р (далее – Дорожная карта), предусмотрено принятие в 2013 – 2014 гг. мер, направленных на повышение уровня защиты прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства.

В этой связи Минюсту России было поручено разработать правовые механизмы судебной защиты прав и интересов группы лиц, одновременно ФАС России поручена подготовка в 2014 г. предложений по закреплению в законодательстве возможности возмещения убытков в кратном размере, возникших в результате нарушения законодательства о защите конкуренции (кратные убытки).

Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, признавая необходимость поэтапного развития правовых механизмов коллективных исков, как эффективного инструмента защиты нарушенных прав широкого круга лиц, тем не менее, выражает серьезную озабоченность возможной перспективой внедрения в России так называемой "американской» модели коллективных исков, обозначенной в Дорожной карте, и считает, что ее внедрение создаст существенные правовые и экономические риски для российских компаний любой отрасли экономики и размера бизнеса.

Итоги опроса, проведенного Комитетом РСПП по развитию конкуренции, относительно последствий применения основных элементов механизма коллективных исков, предусмотренных Дорожной картой, подтвердили негативные ожидания от внедрения подобной модели для российской экономики. На заседании Координационного совета предпринимательских союзов России 18 ноября 2013г. руководителями РСПП, ТПП РФ, ООО "Деловая Россия", ОПОРА РОССИИ было принято решение проанализировать проблему и внести совместные предложения по данному вопросу в Правительство Российской Федерации. Озабоченность бизнес-сообщества также разделяют участники подгруппы «Повышение уровня защиты прав потребителей» Межведомственной рабочей группы по мониторингу и контролю фактического исполнения Дорожной карты при Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которой входят представители компаний-членов РСПП.

Бюро Правления Российского Союза промышленников и предпринимателей исходит из необходимости минимизации экономических и правовых рисков при использования коллективных исков для целей развития конкуренции путем внедрения соответствующих механизмов адекватных российским социально-экономическим условиям и, в этой связи, считает необходимым:

1. Предложить следующие подходы к формированию реального правового механизма использования коллективных исков для целей развития конкуренции:

- подача коллективных исков осуществляется по системе активного присоединения к иску (opt-in);

- сохранение принципа возмещения судебных расходов проигравшей стороной;

- обязательное соблюдение правовой позиции Конституционного Суда РФ (постановление КС РФ от 23 января 2007 г. № 1-П) относительно возможности и условий законодательного закрепления выплат за оказание юридических помощи, размер которых зависит от итогов судебного процесса, и не должен взыскиваться сверх суммы возмещения, которую в соответствии с решением суда выплачивает ответчик;

- возмещение исключительно реальных убытков, т.е. причинённого ущерба и упущенной выгоды; отказ от взыскания "виртуальных" убытков в пользу истцов, прямо не присоединившихся к иску и не участвовавших в процессе.

Бюро Правления РСПП отмечает, что реализация в России концепции коллективных исков, основанных на иных принципах, может быть губительной для многих отраслей экономики и в особенности для предприятий высокотехнологичного сектора.

2. Поддержать в качестве основы для введения в России института коллективных исков разработанный Минюстом России проект федерального закона № 133974-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части урегулирования порядка рассмотрения споров между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, органами местного самоуправления)", принятый к настоящему времени в первом чтении. В целях доработки указанного законопроекта поручить Комитету РСПП по развитию конкуренции подготовить поправки, предусматривающие дополнительные гарантии от злоупотребления правом и подачи массовых спекулятивных исков, способных нанести существенный вред хозяйственной деятельности.

3. Поручить Президенту РСПП вынести проект совместного решения по данному вопросу на Координационный совет предпринимательских союзов России и обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой поддержать предложения бизнес-сообщества по подготовке изменений в Дорожную карту "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики".

Необходимо исключить из Раздела 7 Дорожной карты положения, предусматривающие закрепление возможности возмещения убытков в кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции, поскольку это противоречит подходам к определению убытков, применяемым российским гражданским законодательством.

Одновременно Бюро Правления РСПП считает необходимым скорректировать раздел 7 Дорожной карты "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" и перенести срок реализации соответствующих мероприятий, предусмотренных Дорожной картой на ноябрь 2014г. с тем, чтобы обеспечить всестороннее обсуждение вариантов решения проблемы, включая проекты нормативных правовых актов, которые будут разрабатываться по данному вопросу.

Поделитесь