О концептуальных подходах к законодательному регулированию досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

25 июня 2014

Утверждена
решением Бюро Правления РСПП
протокол от 24 июня 2014 года № 2

Утверждена
решением Бюро Правления РСПП
протокол от  24 июня 2014 года № 2

Позиция РСПП
«О концептуальных подходах к законодательному
регулированию досрочного негосударственного пенсионного обеспечения»

1.Основная идея законодательного регулирования досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Посредством разработки законопроектов и последующего принятия соответствующих федеральных законов предполагается регламентировать осуществление досрочных пенсионных выплат до достижения общеустановленного пенсионного возраста в рамках систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работникам, занятым на работах с тяжелыми и опасными условиями труда (наличие которых до проведения работодателем специальной оценки условий труда определяется на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а в дальнейшем – на основании результатов специальной оценки условий труда).

2. Цели и предмет правового регулирования.

Действующая в настоящее время система установления досрочных пенсий, созданная в период существования СССР, не соответствует современным условиям рыночной экономики.

Это связано с тем, что до недавнего времени (1 января 2013 года) все досрочные пенсии финансировались из страховых взносов, уплачиваемых всеми работодателями на общих условиях независимо от наличия или отсутствия рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, посредством досрочных пенсий работникам компенсировались неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должны были нести соответствующие работодатели, что позволяло работодателям фактически за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации решать проблему привлечения кадров на рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствовала заинтересованности работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и как следствие, повышению продолжительности жизни работников, работавших в особых условиях труда.

Право на получение этих пенсий предоставлялось независимо от ожидаемой продолжительности жизни, показателей здоровья и сохранения трудоспособности таких категорий работников. Кроме того, финансирование досрочных пенсий за счет общих страховых взносов снижало возможности для повышения пенсий остальным категориям пенсионеров. В результате издержки, которые обязаны нести работодатели в целях обеспечения прав своих работников на досрочную пенсию, несли, по сути, все страхователи.

Самостоятельный источник финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда, а также занятостью на отдельных видах работ, как было отмечено выше, был введен с 1 января 2013 года. Однако его введение положило начало решению только части проблем института досрочных пенсий.

В первую очередь это связано с тем, что закрепленные тарифы для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, носят произвольный характер и явно недостаточны для достижения сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, проблема финансирования досрочных пенсий усугубляется чрезвычайно большим числом их получателей и значительным объемом финансовых средств, направляемых на их финансирование, а также широким кругом оснований, дающих право на досрочную пенсию.

Таким образом, дальнейший процесс совершенствования законодательства о досрочном пенсионном обеспечении должен гармонично сочетать в себе тенденцию к развитию дифференцированного подхода к условиям и порядку назначения пенсий и в то же время тенденцию к унификации и упразднению неоправданных различий в пенсионном обеспечении. Первый шаг к реформированию досрочных пенсий с позиций данного подхода был сделан посредством введения процедуры специальной оценки условий труда, итоги которой будут влиять на пенсионные права работников.

Исходя из изложенного, целью принятия пакета федеральных законов является создание системы ответственности и стимулов работодателей к улучшению условий труда, предоставлению работникам возможности получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в отличающихся от нормальных условиях.

Предлагаемые к разработке законопроекты должны регулировать правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, а также устанавливать основные принципы государственного контроля за их деятельностью и ответственность за нарушение требований законодательства. Кроме того, законопроектами в целях стимулирования формирования систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также повышения уровня пенсионного обеспечения граждан должны быть урегулированы вопросы государственной поддержки формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также меры налогового стимулирования участия в данных системах как работников, так и работодателей.

Решение этих задач предлагается осуществить путем разработки трёх проектов федеральных законов:

  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий внесение изменений в Федеральный закон от 07.05.1998 № 75‑ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в части регламентации осуществления негосударственными пенсионными фондами нового подвида деятельности – досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; в Федеральный закон от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части корректировки отдельных положений статьи 1 данного Федерального закона, содержащей отдельные положения о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении, вступление в силу которых предусмотрено с 1 января 2017 года; в федеральные законы от 15.12.2001 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» в части введения норм, предполагающих освобождение от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации страхователей, создавших системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; а также в ряд иных законодательных актов Российской Федерации;
  • проект федерального закона «О государственной поддержке формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения», разработка которого предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и который предполагает введение программы софинансирования добровольных взносов работников в рамках системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий введение отдельных налоговых льгот и преференций для работодателей, создающих системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и разрабатываемый в силу требований пункта 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Круг лиц, на которых распространяется действие законопроектов, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся.

К кругу лиц, на которых будет распространяться действие предполагаемых к разработке законопроектов, относятся:

  • физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, являющиеся застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, и занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда (наличие которых до проведения работодателем специальной оценки условий труда определяется на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а в дальнейшем – на основании результатов специальной оценки условий труда);
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели – работодатели, их объединения, создающие системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • негосударственные пенсионные фонды, приобретшие право осуществлять деятельность по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с существующими требованиями законодательства РФ (а именно - имеющие полученную в установленном порядке лицензию, имеющие зарегистрированные в Банке России правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, имеющие опыт одновременного ведения не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов и (или) индивидуальных лицевых счетов накопительной части трудовой пенсии, имеющие опыт одновременной выплаты негосударственных пенсий не менее 500 пенсионерам в течение не менее пяти лет).
  • государственные органы и организации, осуществляющие контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • профессиональные союзы, иные представительные органы работников, представляющие интересы работников при создании и функционировании систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Законопроектами должны быть предусмотрены права граждан на участие в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения посредством уплаты в их пользу взносов работодателей, самостоятельной уплаты взносов и на соответствующую государственную поддержку формирования данных средств, а также права на учет средств, формируемых для выплаты пенсий в рамках системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на именных счетах и корреспондирующие указанным правам обязанности работодателей, государства и негосударственных пенсионных фондов.

Также должны быть предусмотрены права и обязанности государственных органов и организаций в осуществлении надзорных и контрольных функций при формировании средств для выплаты пенсий в рамках систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работодателями и негосударственными пенсионными фондами и осуществлении выплат негосударственными пенсионными фондами.

4. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений.

В настоящее время институт досрочных трудовых пенсий по старости является частью системы обязательного пенсионного страхования.

В качестве одного из пенсионных оснований для назначения досрочных трудовых пенсий по старости выступает продолжительность специального стажа в особых условиях труда в течение длительного времени.

Такие виды работ указаны в пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и перечислены в соответствующих Списках, утвержденных Правительством Российской Федерации. Это подземная работа, работа в горячих цехах, на рабочих местах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда, а также некоторая иная трудовая деятельность.

Для назначения досрочных пенсий по указанным выше основаниям необходим, как правило, соответствующий общий страховой стаж, а также специальный стаж. Стажевые требования обычно различаются для мужчин и женщин.

Мужчинам досрочная пенсия по старости устанавливается обычно в возрасте 50 или 55 лет, а женщинам – 45 или 50 лет. При определенных условиях допускается назначение пенсии ранее либо позднее достижения указанного возраста.

С 1 января 2013 года согласно статье 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, введены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (в 2014 году: 6 % - для лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и 4 % - для лиц, занятых на работах с иными тяжелыми и напряженными условиями труда). Данные взносы относятся на солидарную часть тарифа страхового взноса и, таким образом, не влияют на размер трудовой пенсии застрахованного лица.

Кроме того, с 1 января 2014 года вступили в силу нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вносящие изменения в федеральные законы от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части установления дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей, у которых по итогам проведения специальной оценки условий труда будут выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также Федеральным законом от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность создания работодателем системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на основании досрочного пенсионного договора, заключаемого вкладчиком – работодателем с фондом в пользу работников, занятых на работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Негосударственная пенсия в рамках такой системы платится с момента достижения работником досрочного пенсионного возраста и до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).

Создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (равно как и формирование новых прав на досрочную трудовую пенсию по старости) возможно только в отношении работников, чьи рабочие места по итогам проведения специальной оценки условий труда (а до ее проведения – по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда) признаны вредными или опасными, и (или)чьи должности (профессии) включены в Списки № 1, 2 и иные Списки. Указанный федеральный закон также устанавливает минимальные тарифы взносов работодателей в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на уровне 4% и 2% для работников по Списку № 1 и для работников по Списку № 2 и иным спискам соответственно.

Нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, касающейся создания и функционирования систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, вступают в силу с 1 января 2017 года.

5. Пробелы и противоречия в действующем законодательстве

Федеральный закон от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит бланкетную норму, предполагающую принятие отдельного федерального закона, устанавливающего систему софинансирования средств работников, уплачиваемых в рамках досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации.

Первый шаг по реформированию системы досрочных пенсий был сделан в конце 2001 года. Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 31.12.2008, право на досрочную пенсию по старости сохранялось лишь за теми, кто проработал на соответствующих работах не менее половины требуемого стажа по состоянию на 1 января 2003 года.

Федеральный закон о профессиональных пенсионных системах, принятие которого в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 31.12.2008) предполагалось до 1 января 2003 года, не был принят, что привело к ущемлению прав граждан и обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

Следствием правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу стал перенос создания профессиональных пенсионных систем на неопределенное время и сохранение права на досрочное назначение трудовых пенсий по старости всем категориям работников за работу в особых условиях труда и по иным основаниям, которым оно было предоставлено ранее.

В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (а до ее проведения – по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда).

Следует отметить, что установление дополнительных тарифов страховых взносов, зависящих от результатов проведения работодателем специальной оценки условий труда, не решает задачу повышения эффективности института досрочных пенсий, создания стимулов для работников и работодателей к улучшению условий труда, предоставлению работникам возможности получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в отличающихся от нормальных условиях.

Кроме того, в принятой редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения не освобождает работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в пользу работников, занятых в особых условиях труда, а негосударственная пенсия, выплачиваемая в рамках этой системы, не заменяет досрочную трудовую пенсию по старости, а дополняет ее.

Фактически данная юридическая конструкция не содержит никаких стимулов для работодателей для создания систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а сами досрочные негосударственные пенсии ничем не отличаются от обыкновенных негосударственных пенсий. В данных условиях у всех потенциальных участников системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отсутствует заинтересованность в создании соответствующей системы.

6. Рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Предлагается внесение изменений, в первую очередь, в нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующие положения о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении, а также разработка проекта федерального закона «О государственной поддержке формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения».

При подготовке соответствующих законопроектов предполагается исходить из следующего.

Минимальные тарифы пенсионных взносов работодателей в рамках систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» остаются неизменными (2% или 4% в зависимости от категории рабочего места).

При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, а у работников, добровольно вступивших в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, будут формироваться соответствующие права на социальные гарантии в этих системах.

Средства для формирования досрочной пенсии подлежат наследованию.

Часть суммы пенсионного взноса в соответствии с условиями досрочного пенсионного договора может направляться на уставную деятельность Фонда  (не более 3%) и формирование страхового выплатного резерва (не более 3%).

На первом этапе (с 1 января 2015 года) предполагается распространение соответствующих положений федеральных законов на лиц, полностью выработавших специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в рамках действующего законодательства.

Работодатель получает право на создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и в случае согласия работника начинает уплачивать соответствующие взносы в его пользу.

Минимальные тарифы пенсионных взносов работодателей в рамках систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» остаются неизменными (2% - для рабочих мест, класс условий труда на которых по итогам аттестации был признан вредным (классы 3.1 – 3.4); или 4% - для рабочих мест, класс условий труда на которых по итогам аттестации был признан опасным (класс 4)). В случае, если работник  соглашается уплачивать пенсионные взносы в свою пользу по тарифам, установленным для работодателя, то работник получает право на государственное софинансирование своих взносов в размере 1:1. Указанное государственное софинансирование возможно осуществлять по механизму, отработанному для реализации Федерального закона от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Таким образом, суммарные тарифы в такой конфигурации составят 6% - для рабочих мест с вредными условиями труда и 12% - для рабочих мест с опасными условиями труда. Поскольку указанные лица обрели все необходимые права на получение досрочной трудовой пенсии по старости (из ПФР), подобная пенсионная модель даст данной категории работников дополнительный доход в размере накопленных взносов работодателя и дохода от них (а также в случае соответствующего волеизъявления работника – в размере взносов самого работника и взносов в рамках государственного софинансирования), которые будут наследоваться в порядке правопреемства.

Кроме того, введение новой системы для работников, выработавших стаж, с 2015 года, даст ряд преимуществ для последующего развития досрочного негосударственного пенсионного  обеспечения для работников, не полностью выработавших «вредный» стаж:

  • в течение 2015 года будет наработан опыт по администрированию  программ по ДНПО, а также гармонизированы отношения всех субъектов данной пенсионной модели;
  • проявятся недоработки, законодательные пробелы и коллизии, что позволит к 2016 году устранить выявленные проблемы.
  • система мягко (добровольное внесение взносов) начнет ориентировать работников к новой пенсионной модели, предусматривающей частичное формирование  досрочной пенсии за счет средств трудовых доходов работников, что происходит в нашей стране впервые.

На втором этапе (с 1 января 2016 года) предполагается распространение действия данных норм федеральных законов на всех застрахованных лиц, занятых на работах, с тяжелыми и опасными условиями труда (наличие которых определяется в начальном периоде на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а в дальнейшем – на основании специальной оценки условий труда).

Минимальные тарифы пенсионных взносов работодателей в рамках систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 410‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» остаются неизменными (2% - для рабочих мест, класс условий труда на которых по итогам аттестации (в будущем – специальной оценки условий труда) был признан вредным (классы 3.1 – 3.4); или 4% - для рабочих мест, класс условий труда на которых по итогам аттестации (в будущем – специальной оценки условий труда) был признан опасным (класс 4)).

Работник, добровольно вступивший в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, одновременно и в обязательном порядке начинает уплату взносов в эту систему по тарифам, соответствующим тарифам, предусмотренным для работодателей.

Государство обязывается уплачивать в пользу работника, добровольно начавшего уплачивать взносы в свою пользу, взносы в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в размере 4:1 относительно взносов работника.

Также для данной категории работников будет предусмотрено назначение досрочной негосударственной пенсии взамен страховой пенсии по старости до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Одновременно будет предусмотрено получение ими фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, финансируемого за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, и устанавливаемого в дополнение к досрочной негосударственной пенсии, как лицам, имеющим страховой стаж требуемой продолжительности (не менее 15 лет - начиная с 2024 года).

Таким образом, у работников появляются гарантии по минимальному размеру пенсии, кроме того, у работника есть дополнительная опция по сравнению с системой обязательного пенсионного страхования – наследование в порядке правопреемства.

При досрочном назначении трудовых пенсий по старости и негосударственных пенсий, предусмотренных договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости), в стаж застрахованного лица, дающий право на указанные пенсии, засчитываются периоды, в течение которых страхователем уплачивались взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2013 года (до указанной даты – периоды работы в должностях (профессиях), включенных в Списки №1 и 2 и иные списки), а также периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного застрахованного лица уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (соответственно в стаж на соответствующих видах работ и в стаж, дающий право на негосударственную пенсию).

При этом размер досрочной трудовой пенсии по старости застрахованного лица, у которого без учета периодов, в течение которых работодателем в пользу указанного застрахованного лица уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, стаж на соответствующих видах работ не достигает стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, определяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации пропорционально имеющейся у застрахованного лица продолжительности стажа, приходящегося на период работы, за которые страхователем начислялись и уплачивались страховые взносы по дополнительным тарифам страховых взносов.

По достижении общеустановленного пенсионного возраста трудовая пенсия по старости выплачивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в полном размере.

В случае, если работник, выработавший неполный специальный стаж и вступивший в систему досрочного негосударственного обеспечения, в дальнейшем перейдет на работу к другому работодателю, который не создал системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и соответствующее рабочее место также будет относиться к категории рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, то для этого работника продолжится формирование специального страхового стажа, учитываемого для целей получения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом если размер обязательств, сформированных в рамках системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, не позволит обеспечить назначение досрочной негосударственной пенсии в минимально установленном размере (менее прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации), то соответствующие средства будут выплачены работнику единовременно.

Предполагается, что проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» будет содержать положения, предусматривающие возможность отнесения на расходы на оплату труда взносов работодателей в пользу работников по досрочным пенсионным договорам вне зависимости от срока выплаты пенсии (в настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает минимальный срок выплаты негосударственной пенсии – 5 лет).

Кроме того, для взносов работодателей по досрочным пенсионным договорам предлагается ввести повышающий коэффициент (2) при отнесении данных взносов к расходам на оплату труда в целях определения налоговой базы для уплаты налога на прибыль организаций. Данная мера будет служить дополнительным стимулом для создания работодателями систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Также законопроектом должно быть предусмотрено полное освобождение досрочной негосударственной пенсии от налога на доходы физических лиц (в настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от уплаты налога на доходы физических лиц освобождается только часть негосударственной пенсии, сформированная за счет взносов получателя пенсии в свою пользу).

7. Значение, которое будут иметь законопроекты для правовой системы.

Принятие федеральных законов будет способствовать развитию новых форм социальных гарантий работников, а также созданию условий по предоставлению работникам гарантий и компенсаций в соответствии с их интересами в рамках трудовых и (или) коллективных договоров.

Кроме того, принятие федеральных законов будет способствовать развитию принципиально новых форм финансирования пенсий работниками за счет их собственных средств (что используется в подавляющем большинстве развитых стран мира), а также позволит сделать решительный шаг к выводу оплаты труда «из тени».

Поделитесь